Скороговорки и правильное произношение


Скороговорки развивают речевой аппарат, помогают нам красивоо и чисто говорить. Ниже в этом разделе описываются этапы речевого развития ребёнка и упражнения для развития правильного произношения. а так же советы при неправильном произношении определённых звуков.

(С-Ш)

Шла Саша по шоссе и сосала сушку
Мышонку шепчет мышь:
"Ты все шуршишь -- не спишь"
Мышонок шепчет мыши:
"Шуршать я буду тише".
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Как в капюшоне кукушонок смешон.
Дали Клаше каши с простоквашей,
Ела Клаша кашу с простоквашей.
Шапка да шубка --
Вот и весь Мишутка.
Пыхтит как пышка,
Пухлый Мишка.

(Ж)

Жужжит над жимолостью жук,
Зелёный на жуке кожух.

(Щ)

Два щенка, щека к  щеке,
Грызли щётку в уголке.
Ты нас, мама, не ищи:
Щиплем мы щавель на щи.
В роще травы шевеля,
Мы нащиплем щавеля.

(Ч)

Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка
Чертили чёрными чернилами чертёж

(Ц)

У царицы сестрица.
У сестрицы жар-птица.
Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул цыц.
Ткачи ткали ткани, На платье Тани.
На дворе трава,
На траве дрова.
Маленькая болтунья
Молоко болтала, болтала
Да не выболтала.
От топота копыт пыль по полю летит
Пыль по полю летит от топота копыт.
У ёлки иголки колки.
Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят,
Тараторят, тарахтят.
У Аграфены и Арины растут георгины.
Был бык тупогуб,
Тупогубенький бычок,
У бычка бела губа была тупа.
Батон, буханку, баранку пекарь пёк спозаранку.
Съел Валерик вареник,
А Ванюшка ватрушку.
Грабли сделал крабу краб:
«Грабь граблями гравий, краб»
Глядят галчата на грачат,
Галдят грачата на галчат.

Для правильного произношения у ребёнка необходимо развивать:

  • артикуляционный аппарат (движение мышц языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти)
  • речевое дыхание
  • фонематический слух (умение на слух различать звуки, близкие по звучанию или улавливать разницу между правильным и искаженным звуками)

Ниже описываются этапы речевого развития у детей и упражнения для артикуляционного аппарата - артикуляционная гимнастика; речевого дыхания; слухового восприятия.

Этапы развития речи ребёнка

Ребёнок 2-3 лет

Дети в этом возрасте ещё недостаточно отчётливо и правильно произносят многие слова из-за недостаточной подвижности артикуляционного аппарата. Заменяют одни "трудные"звуки на другие более "лёгкие" (рыба - лыба, жук - зюк), пропускают звуки, переставляют слоги, сокращают слова (атобус - автобус, сафоль - фасоль, апипед - велосипед), Недостаточно владеют голосом, речевым дыханием, говорят слишком тихо или слишком громко, не умеют говорить шёпотом.

В этом возрасте дети способны правильно и чётко произносить следующие звуки:
гласные -- А, У, О, И
согласные -- М , П , Б, Т, Д, Н, В, Ф, К, Г, Х.

Упражения для развития правильного произношения

1. Упражнения по развитию артикуляционного аппарата:
-- полакать как котёнок
-- поцокать язычком как лошадка (подготовка для артикуляции звука Р )
-- смыкать и размыкать обнажённые зубки(подготовка для артикуляции звуков С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ)

2. Развитие речевого дыхания
- Дуть на одуванчик, ватку, бумажку.
- Надувать мыльные пузыри, воздушные шары.
Дуть в соломинку опущенную в стакан с водой, на кораблик.
Задувать свечку
Играть на дудочке
И т.д.

3. Развитие слухового восприятия (фонематического слуха)
Определить на слух на какой инструмент звучит (барабан, дудочка, губная гармошка)
Определить какой предмет производит звук (мяч, погремушка, клавиатура)
Узнать по голосу кто говорит
Определить по звуку какой предмет дальше, какой ближе
Слушать музыку, петь, танцевать. (Ребёнок учится определять ритм, согласовывать движение со звучанием - тише-громче, медленее-быстрее)

Побольше разговариваем с ребёнком, читаем, разучиваем потешки, стишки, чистоговорки, скороговорки.


Ребёнок 3-4 лет


Исчезает смягчение согласных (сюмка, носьки). Шипящие звуки (Ш, Ж), аффриканты (Г, Щ) и соноры(Р,Л) появляются позже. Из аффрикантов к четырём годам дети хорошо произносят звук Ц.

Если ребенок неправильно произносит звуки

Что нужно знать родителям.
Исправление произношения звуков проводится по этапам:
1. Подготовительный (тренировка артикуляционного аппарата)
2. Постановка звука - путем специальных упражнений, а затем
3. Автоматизация звука (отработка звука в слогах, словах, фразах, стихах и рассказах)


Шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ - ребёнок неправильно произносит шипящие

1. Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков:
"Щётка". Открыть рот, кончиком язычка "почистить" верхние зубки внутри.
"Кисточка". Приоткрыть рот, кончиком острого язычка коснуться верхнего нёба. Провести вперед назад язычком - "покрасить потолок".
"Блинчик". Широкий язычок- блинчик положить на нижнюю губу. Сделать небольшую щёлочку между языком и верхними зубами. Выдыхать воздух ненадувая щёки.
"Уздечка". Приоткрыть рот. Широкий язычок "приклеить" к нёбу. Края языка плотно прижаты к резцам. Широко открывать и закрывать рот.


2. Постановка звука.
Для шипящих звуков основной является артикуляция звука Ш, он является базовым для этой группы.
Работа по исправлению шипящих звуков начинается обязательно со звука Ш. Если звук Ш произносится правильно, то, добавив голос, мы получим звук Ж; добавив подъем средней части языка, получим Щ; добавив подъем средней части языка и смычку перед щелью, получим Ч
Как правильно произносится звук Ш

Губы слегка выдвинуты вперёд.
Язык блинчиком, боковые края прижаты к верхним зубам
Передний широкий край языка поднят к бугоркам над верхними зубами, так чтобы между языком и бугорками оставалась щель. Воздух проходит через эту щель.
Свистящие звуки С, З, Ц
Базовым в этой группе является звук С, с него начинают коррекцию свистящих звуков. После того как звук С поставлен, исправляют звук З. Затем переходят к мягким звукам Сь, Зь и последним ставят звук Ц.